Космос

Что известно о возможном существовании микробной жизни на Венере

Ученые нашли на планете биосигнатуру, происхождение которой пока неизвестно.

Венера ярко сияет на нашем ночном небосклоне, однако вблизи она настолько негостеприимна, насколько может быть негостеприимна каменистая планета с дождями серной кислоты, удушающей атмосферой с высочайшим содержанием СО2 (96,5 %) и атмосферным давлением на поверхности, в 100 раз превышающим земное.

Основываясь на нашем понимании жизни на Земле, Венера — одно из последних мест в Солнечной системе, где стоило бы искать живых существ. Однако международная группа ученых только что обнаружила нечто, что может быть биосигнатурой на Венере.

С другой стороны, это может быть признаком абиотического химического процесса, о котором мы еще не знаем. Или же на Венере может происходить какой-то плохо изученный геологический процесс.

Высоко в густых облаках Венеры, где условия более умеренные и менее разрушительные, чем на поверхности, исследователи обнаружили следы газа фосфина, соединения, производимого на Земле в результате биотических процессов. При этом, по мнению исследователей, известные абиотические процессы вряд ли могли привести к образованию в облачных слоях Венеры фосфина в количестве около 20 частей на миллиард.

Команда обнаружила уникальную спектральную сигнатуру фосфина на высоте от 53 до 62 километров с помощью двух разных инструментов в разное время — телескопа Джеймса Клерка Максвелла в 2017 году и комплексом радиотелескопов ALMA в чилийской пустыне Атакама в 2019 году.

«Честно говоря, я был ошеломлен. Это изобилие предполагает, что организмы — если они будут работать так, как они работают на Земле — могут быть достаточным источником производства фосфинов», — Джейн Гривз, астробиолог из Кардиффского университета.

Фосфин, или фосфористый водород (РН3) на Земле производят анаэробные бактерии, которые могут жить и получать энергию при полном отсутствии кислорода. Любое другое происхождение фосфина в настоящее время неизвестно. Поэтому в 2019 году астробиологи признали фосфористый водород потенциальным биомаркером, наряду с кислородом и метаном, потенциально указывающим на наличие жизни.

Однако в Солнечной системе есть примеры образования фосфина абиотического происхождения. Этот газ присутствует в атмосферах Юпитера и Сатурна, но там его природа другая: фосфин образуется в нижних слоях, где среда восстановительная, а давления огромные, а затем, в результат атмосферной конвекции доставляется в верхние слои, где его фиксируют спектрометры.

Напротив, на Венере атмосфера кислая, что должно приводить к быстрому разрушению фосфина, однако обнаружения этого газа с разницей в два года говорят о том, что производство этого соединения продолжается. Ученые пришли к выводу, что, несмотря на тепло и давление на поверхности, Венера не может соответствовать условиям абиотического образования фосфина.

Другие процессы, такие как молния, поражающая фосфорсодержащее место, или фосфорсодержащие микрометеориты, могут производить атмосферный фосфин, но исследователи исключили и эти механизмы — они просто недостаточно распространены на Венере, чтобы производить фосфин в количестве 20 частей на миллиард.

В прошлом месяце группа ученых, некоторые из которых были участниками этого нового открытия, обнаружили правдоподобную возможность постоянного плавающего сообщества микробов, живущего в облаках Венеры, именно в умеренной зоне, в которой Гривз и ее команда обнаружили фосфин.

Команда Гривз также осторожно указывает на возможность существования неизвестного химического процесса, управляющего синтезом фосфина на Венере.

Независимо от того, что производит сигнатуру фосфина в атмосфере Венеры, поиск ответа научит нас чему-то новому — будь то новое понимание химических процессов, создающих фосфин или нечто о стойкости самой жизни.

Источник